САМОЕ СВЕЖЕЕ НА САЙТЕ

ОБСУЖДАЕМЫЕ ТЕМЫ

Новые Lada 2017 года

Champagne

Азартные игры появились в глубокой древности. Установлено, что в кости играли на территории современных Ирана и Индии уже 5000 лет назад. Азартным играм приписывалось то божественное, то дьявольское происхождение. В обоих случаях признавалось, что без мистического вмешательства не обошлось. Кое-кто так считает и сегодня. Но это вопрос веры. А вот то, что все игры описываются существующим математическим аппаратом — это факт.

Проверить алгеброй гармонию

Начала рудиментарного анализа азартных игр можно обнаружить у пифагорейцев, которые, вслед за своим великим учителем находили у чисел эзотерическую способность влиять на судьбы людей. Так, считалось, что тот, кем руководит цифра 7, удачлив в играх. Отражения этого верования игроки видят регулярно на барабанах слотов, где три семерки часто обозначают джекпот.

Первый ученый, научно обосновавший игру в кости, сам был страстным игроком. В 1526 году Джероламо Кардано итальянский математик, физик и инженер (карданный вал — его детище) пишет трактат Книга об игре в кости. Ученый правильно определил частотность выпадения очков на кубиках, но, поскольку на результат игрок влиять не в силах, открытие Кардано не могло помочь чаще выигрывать. Зато Книга об игре в кости стала первым шагом на пути к открытию закона больших чисел, одного из основополагающих в современной теории вероятностей.

Прошло чуть больше ста лет, и кости снова оказались в центре пристального внимания двух величайших умов — Блеза Паскаля и Пьера де Ферма. Поводом послужило письмо Паскалю от шевалье де Мере, с которым ученый был в приятельских отношениях. Светский лев, заядлый игрок, просил математика разрешить две задачи. В первой нужно было определить минимальное количество бросков, чтобы вероятность выпадения двух шестерок была больше 1. Паскаль быстро определил, что 25 и забыл об этой задаче, увлекшись второй. Задача о справедливом разделе ставок настолько заинтересовала ученого, что он поспешил поделиться ею со своим не менее знаменитым коллегой — Пьером де Ферма. Каждый пришел к одному и тому же решению своим способом. Попутно родилась теория вероятностей.

Поиски магической формулы и теория игр

Мистическое очарование азартных игр изрядно потускнело, но они еще не раз выступали как двигатель прогресса. Пусть случай — это наука, а не магия, тогда почему бы не найти строгую формулу для абсолютно успешной игры. Так подумал математик Джон фон Нейман после очередного проигрыша в покер. Результат анализа оказался неутешительным для игрока, но плодотворным для ученого. Фон Нейман выяснил, что для успеха недостаточно грамотно выстроить свои действия, нужно еще вычислить и стратегию соперника. Сегодняшняя теория игр — плод тех размышлений фон Неймана.

Психология Санкт-Петербургской лотереи

Азартные игры невероятно обогатили еще одну важную науку — психологию. Ведь игры не существуют без людей. На стыке психологии и математики появилась теория ожидаемой полезности, которая широко применяется в экономике и страховании. Поводом для ее разработки послужило одно открытие, сделанное Даниилом Бернулли на основе игры под названием Санкт-Петербургская лотерея.

Суть ее в том, что участнику выплачивают приз в случае, если при вбрасывании монеты выпадает определенный заранее вариант, например, орел. При этом каждый последующий раз сумма выплаты удваивается. Единственное условие — солидный вступительный взнос. Бернулли обратил внимание, что на игру соглашаются очень немногие. Сейчас это называется теорией ожидаемой полезности, и она формулируется так: в большинстве случаев выбор делается в пользу решения с меньшим математическим ожиданием, но и с меньшим риском. Проще говоря, в норме синица в руках более предпочтительна, чем журавль в небе. В современном мире можно в игровые автоматы играть бесплатно онлайн и без регистрации.

Случаев, когда азартные игры послужили благим целям, намного больше. Рулетка привела к выработке постулатов теории хаоса и основных положений статистики, покер помог нейрофизиологам в лечении болезни Альцгеймера, а не слишком азартный пасьянс лег в основу метода моделирования случайных величин. Так что все зависит не от инструмента, а от того, кто и как его применяет.

Оставить комментарий

Рекомендуем почитать…